Дневник

« Назад

Запись от 06.07.2010, вторник

Зоны особых привилегий

В последние годы более отчётливо стала проявляться новая тенденция создания особых зон, технопарков, специальных налоговых режимов. Любим мы, однако, всякого рода закрытые уголки, еще с советских времен. Спрашивается, а нельзя ли обойтись без этих оазисов в нашей жизни? Почему мы не можем все эти завлекающие режимы сделать доступными для всего общества? Пусть творит народ в рамках объявленных стимулов себе на радость и государству, естественно.

Закрытые пространства ранее создавались с целью ограничения доступа к распределению материальных ценностей. Например, спец. магазины и распределители в условиях тотального дефицита. Даже зоны отдыха отгораживались от простых граждан. Что касается исправительно-трудовых организаций, то это мировая практика – ограждать общество от антиобщественных проявлений преступной массы. Одним словом, все, что в пределах особых зон – это не для всех, а только для избранных или «отверженных».

Создание таких оазисов сегодня стало модным в различных странах Азии и Европы. И Россия не осталась в стороне от этой заманчивой идеи, ведь у нас богатый опыт СССР прошлых лет. Правда, сегодня, это не закрытые зоны потребления, а закрытые зоны производства современной продукции, где можно получить дополнительные налоговые льготы по сравнению с остальным миром. Например, начала создаваться система особых промышленных и внедренческих зон.

В России, в качестве одной из таких территорий успешно развивается особая экономическая зона «Алабуга» в Татарстане. В отношении этих зон есть закон и соответствующие регламенты. С одной стороны, резиденты зоны обязаны капитализировать свои финансовые средства не ниже минимально установленной суммы, с другой - государство предоставляет льготы по различным налогам.

Во-первых, оборудование может быть ввезено из-за рубежа без им-портных пошлин и НДС, во-вторых, налог на прибыль от производства снижается существенно, транспортный и имущественные налоги обнуляются.

И все эти преимущества на 10 лет с начала производственной деятельности. Стимулы, как видим, заманчивы на примере одного из резидентов ОАЗ «Алабуга» завода по производству стекловолокна, который уже во - второй половине 2010г. начинает действовать, получается цифра суммарных льгот в размере 17-18%. Не мало. Однако, государство эти льготы отобьет за нормативный срок эксплуатации (в пределах 15 лет) еще больше: на 1 руб. получит 4,5 рубля дополнительных налогов. Такой доходности не каждый бизнес достигает. Спрашивается, зачем же такое хорошее дело отгораживать большим забором? Нельзя ли этот подход сделать доступным каждому инвестору и бизнесу? По всей видимости, как всегда из-за отсутствия у государства уверенности и доверия к бизнесу. А вдруг кто-то начнет использовать льготное оборудование не по назначению, или какую-нибудь «левую» продукцию, подставлять под льготные налогообложения. В связи с этим вспоминается достаточно длительная эпопея по введению в России дифференцированной системы налогообложения на добычу нефти и других ископаемых (НДПИ). О её введении настойчиво обращались в Государственную Думу нефтяные компании, эксплуатирующие зрелые месторождения нефти, выработанные на 70-80%. Затраты на добычу нефти из них на порядок выше чем из новых, а налог взимался одинаковый. Фискальные службы с пониманием отнеслись к этой идее. Однако были у них «веские» аргументы «против» — потребуется слишком сложная система администрирования, т.е. контроля. В течение нескольких лет общими усилиями удалось разрешить эту проблему и применить на месторождении специальные измерительные комплексы. Введение этой системы дало значительный эффект. И вот сегодня активно обсуждается этот подход в отношении многочисленных мелких месторождений, которые без налоговых льгот остаются вне поля зрения инвесторов, поскольку затраты на их разработку без гос. поддержки не могут окупиться.

Какой вывод из всего этого напрашивается? Действующая система налогообложения настроена реально на решение только фискальных задач, то есть, сбор налогов с производителя. А где современные методы стимулирования производителя по расширению этой самой налоговой базы, с которой и собирается налог? К сожалению, только в качестве исключений или в закрытом пространстве. Однако накопленный опыт показывает, что пора открываться и сносить ограждения. У России есть государственные границы и новые создавать ни к чему. Надо учиться работать в пределах общенациональных территорий, а то так можем быстро дойти до удельных княжеств.

Оцените публикацию







« К списку записей

Добавление комментария

Обновить изображение


Комментарии

влад - 06.07.2010 09:54

полностью согласен со статьей. хорошо, что поднимаются такие проблемы. а малому бизнесу вообще очень трудно жить ((

Карта сайта