Дневник

« Назад

Запись от 24.02.2010, среда

В поисках Белинского

После окончания средней школы каждый должен владеть определенными навыками. В стандартный набор входит умение считать, читать, писать, далее сочинять и пересказывать и т.д.

Сочинять мы пытаемся на уроках литературы. В основном нам предлагается изложить критический анализ того или иного произведения. Раскрыть замыслы писателя, отметить его неудачные приемы в описании образа главного героя. Или, наоборот, подчеркнуть особенности и выделить главные черты его характера, умело описанные автором. Хорошо при этом показать исторический фон, на котором происходило действие литературного героя, выявить образы антигероев и т.д. и т.п.

Спрашивается, кому это нужно? Мы что воспитываем в школе будущих Белинских? Но обществу такое огромное количество этих кудесников не требуется. А вот специалистам и простым рабочим умение прямо и доходчиво излагать и обосновывать свои мысли в письмах, заявлениях, докладных и т.д. очень нужно. Но, к сожалению, ни в школе, ни в вузах этим навыкам не обучают. В результате некоторые молодые специалисты с трудом могут подготовить логичное выступление, статью в газету, например. А если это делают, то мысль бывает размазанной, размытой и неубедительной, хотя заслуживают самого пристального внимания.

Хорошо помню, как во время службы в Советской Армии некоторые солдаты писали письма своим любимым и даже родным по — переходящим из рук в руки трафаретам. Чтобы написать такое письмо, нужно было только переписать трафарет и поставить имя адресата. Возможно, это пример крайнего случая в литературных навыках отдельных людей. Это конечно было очень давно.

Однако, мне кажется сегодня ситуация лучше не стала и школьное литературное образование требует серьёзной модернизации в направлении прагматизма и приближения к реальной жизни. От этого все только выиграют.

Оцените публикацию







« К списку записей

Добавление комментария

Обновить изображение


Комментарии

Claire - 24.02.2010 14:34

Я думаю, больше времени в школах и вузах нужно уделять русскому языку, потому что с грамотностью у нынешних студентов и молодых специалистов большие проблемы.

Алек - 24.02.2010 13:59

А я не соглашусь, что нужно серьезно переделывать школьную программу по литературе. Программа должна быть консервативной. Уроки литературы не для того, чтобы на них читать то, что нравится. Задача литературы в школе - научить анализировать тексты, делать логические выводы и подкреплять свои тезисы выдержками текста из исследуемого произведения. Отсюда вытекает, что совершенно не важно, какой текст исследуется, можно даже по уставу караульной службы сочинение писать. В-) Другое дело, что таких учителей единицы, которые могут это донести до учеников. К тому же, конечно, большинство детективов в детстве читать интереснее, чем классику.

Thumbelina - 24.02.2010 12:25

Мне кажется, что школа здесь не при чем, просто многие дети совершенно прекратили читать художественную литературу. А если человек не читает, то и культуре речи взяться неоткуда.

perikola - 24.02.2010 11:53

Никогда не понимала школьных сочинений... Вот вы пишете: "нам предлагается изложить критический анализ того или иного произведения", а по сути эти сочинения всегда были не отражением собственных мыслей авторов, а произвольным изложением мнения учителя. Которое, в свою очередь, было почерпнуто в 90% случаев из какого-нибудь учебника... Да и вообще, если уж совсем честно, 70% произведений, изучаемых в школе, были настолько унылыми, неинтересными, не соответствующими времени или нашему возрасту, что писать по ним сочинения было ужасно тоскливо. До сих пор помню свою "три с минусом" за сочинение "Кому на Руси жить хорошо"... потому что написала "от балды", потому что читать эту поэму мне в то время было неинтересно и просто невозможно :)

Питти - 24.02.2010 11:51

Конечно, система образования требует серьезного пересмотра, сообразно требованиям времени, но это не станет панацеей. Нужно менять это самое время, что, согласитесь, намного сложнее...

Translator - 24.02.2010 11:50

Я думаю,это очень актуальная тема на сегодняшний день.Навыки и умения,которые мы приобретаем в школе,безусловно пригождаются в дальнейшей жизни.Это и работа,и общение с друзьями,близкими.Вообще, вся наша жизнь,всё,что мы делаем,наше положение в обществе во многом зависит от уровня образованности и воспитания. А школа играет далеко не последнюю роль в этом...

наталья - 24.02.2010 11:41

Как всегда соглашусь! Сама училась в школе - не понимала, зачем нам мучают этими сочинениями. Этот навык я так и не обрела, и сейчас он мне не пригождается, а сколько было переживаний, слёз, испорченных табелей... Сейчас дети учатся в школе и переживают всё то же самое. Обидно и грустно, что наша школьная программа закостенела, законсервировалась, и не известно, поменяется ли когда-нибудь...

Карта сайта