Дневник

« Назад

Запись от 23.03.2010, вторник

Столыпинская реформа в бизнесе

С начала знаменитой перестройки прошло уже ровно четверть века. Первым законом в направлении формирования в обществе капиталистических отношений стал «закон о кооперации». Новый документ с удовлетворением восприняли и первыми начали его осваивать на практике те, кто в советское время считался спекулянтом. За эту деятельность (т.е. перепродажу) они подвергались суровым наказаниям. И вот прошло более двух десятилетий, и мы видим, что этот закон практически выполнил свою задачу.

Сформирована сеть частных торговых предприятий, образовалась новая сфера бытовых услуг для населения, включая ремонтно-строительные дела. Можно сказать, что потенциал дальнейшего роста малых и средних предприятий в торговой сфере практически исчерпан. Идет лишь передел, доводка и укрупнение.

Сегодня мы много слышим о необходимости дальнейшего развития малого и среднего бизнеса. Государство постоянно призывает всех потенциальных участников этого процесса к активным действиям. Но реально в этом направлении мало, что делается. И смелых пока не так уж и много. Слишком большой риск ожидает новых предпринимателей. Кредиты не получить, объемы работ не найти, сбыт продукции не обеспечить и т.д. А между тем, вся возможная деятельность (или фронт работы) сконцентрированы на крупных предприятиях, которые не очень торопятся реструктурировать непрофильную деятельность. А государство со своей стороны никак не стимулирует этот процесс, например, путем налоговых преференций.

Модель организации мирового промышленного производства напоминает усеченную пирамиду. В ее основании располагаются многочисленные малые и средние предприятия. Они специализируются на производстве отдельных изделий бытового или производственно-технического назначения, оказывают самые разнообразные услуги. Они достаточно мобильны и формируются вокруг крупного бизнеса. Здесь сосредоточено более половины рабочей силы. Наверху пирамиды стоит крупный бизнес, производящий фондоемкую, ресурсоемкую и наукоемкую продукцию. Он - главный заказчик на рынке малого и среднего бизнеса, конечно, после покупателей, в числе которых и мы с вами и те же промышленные предприятия.

Эта рыночная схема формировалась в капиталистическом мире десятилетиями. Российский капиталистический рынок возник в результате революционных преобразований общественного устройства в 90-е годы прошлого века. И соответственно унаследовал все особенности социалистических предприятий. А это, прежде всего, их гигантизм и крайне слабый менеджмент. Социалистические предприятия создавались, как известно, по принципу самодостаточности. В результате повсеместно процветало натуральное хозяйство и неэффективное использование ресурсов, включая трудовые.

Сегодня нужен новый, смелый шаг, дающий новый толчок для формирования второй волны предприятий малого и среднего бизнеса. Как в свое время, сто лет назад, начиналась в России аграрная реформа, получившая название «Столыпинская». Она предусматривала выделение из сельскохозяйственных общин отдельных крестьянских хозяйств. Таким крестьянам - единоличникам предоставлялись свободные земли и возможность получения кредита в специально созданном банке, но крестьяне оказались не готовы к кардинальным изменениям в своей жизни. Возникла серьезная оппозиция этим реформам, а сам ее автор, председатель правительства Столыпин в возрасте 49 лет был убит в 1911 году.

Может стоит повторно провести подобную реформу, но только теперь в отношении крупных промышленных предприятий? Надо при этом учесть не только исторические уроки, но и опыт который уже имеется в жизни современной России, например, компании «Татнефть» по реструктуризации основного производства. Результаты впечатляют и обнадеживают. Я думаю, если и другие крупные предприятия сделают то же самое, то Россию ждет заметный успех в самое ближайшее время как в повышении эффективности использования всех ресурсов, так и в продвижении инновационных идей.

Статьи, рекомендованные к прочтению: «Слагаемые успеха» В. Лавущенко, "Нефть и жизнь" №8 (52), 2009, «Татнефть» Успех— дело емкое» В. Лавущенко

Оцените публикацию







« К списку записей

Добавление комментария

Обновить изображение


Комментарии

Кузьма Прытков - 05.04.2010 18:30

Козьма Прутков говорил: "Зри в корень". Истинная причина застоя в том, что настоящего капитализма в России нет. Нет рыночной экономики, нет конкуренции, нет банковской системы, нет профсоюзов ... Всем правит "административный ресурс". Предположим у молодого человека есть идея, как снизить себестоимость добычи нефти на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами в 2-3 раза. Сможет он сегодня на этом построить свой бизнес?

DoublyS - 29.03.2010 15:50

Согласен с автором, что в развитии малого и среднего предпринимательства наступил своеобразный этап застоя. Любые попытки начать или развить свой бизнес наталкиваются на существующие в современной России проблемы. Это и высокие налоги, уровень коррупции и т.д. Однако хотелось отметить, что дело и в самих бизнесменах. Одной из основных проблем предпринимателей современной России, как впрочем, и в период проведения «столыпинской реформы» (возникновение оппозиции), является десятилетиями сложившийся менталитет. Наши современные менеджеры, воспитанные при социализме, никак не могут перейти на «капиталистические рельсы». Как отмечает автор в своей статье, российские управленцы основным преимуществом крупного предприятия на данном этапе развития считают его самодостаточность. И вывод непрофильных активов, по их разумению, может привести к повышению затрат в основном производстве и т.п. Однако, как показывает практика, такого рода преобразования при грамотном управлении лишь способствуют развитию предприятий.

Карта сайта