Литературный архив

Вернуться к списку материалов

clear floats

Случай в котловане

Учеников 5 «б» класса Вову Липатова, Юру Михайлова и Валеру Николаева сблизил общий интерес ко всему, что было связано с водой. Увлечённо читали книги про морские сражения пиратов и приключения. Не пропускали ни одного художественного фильма на эту тему. Увлеклись настолько, что тельняшка у Юры и Валеры стала основным атрибутом одежды. Правда, до бескозырки дело всё-таки не дошло. Особое впечатление на ребят произвёл художественный фильм «Верные друзья». Сюжет пришёлся по душе. Здесь всё казалось доступным и для реализации идеи на практике. Посмотрев в очередной раз этот фильм, друзья решили проверить свои способности и возможности организации летнего отдыха где-нибудь на реке. Поскольку поблизости реки не было, то кто-то предложил использовать для этих целей большой котлован, образовавшийся после добычи песка. С наступлением весны он наполовину заполнился талой водой и был удобен для морских занятий, тем более что находился поблизости от города.

Котлован напоминал большую чашу метров семьдесят в диаметре со склонами в виде амфитеатра. С одной стороны к котловану примыкало транспортное предприятие, с других сторон его вплотную окружали частные гаражи граждан, возникавшие в последнее время, как грибы после дождя.

И вот здесь ребята решили соорудить настоящий плот, а затем провести его испытания и выяснить ходовые качества. Приступили к поиску подходящих материалов. Поблизости нашли несколько брёвен, старые доски и ящики, отдельные куски фанеры. Началась напряжённая работа. Каждый день после уроков ребята торопились на котлован. Наконец, через несколько дней основание плота было практически готово и хорошо держалось на воде. Осталось оборудовать «палубу» необходимыми приспособлениями. Прежде всего, скамейкой, чтобы можно было сидеть. Неплохо было бы сделать и небольшое укрытие – навес от дождя и непогоды. Стали думать, что приспособить для этого из валяющихся поблизости предметов. После непродолжительных поисков ребята наткнулись на обрывки старого брезентового тента от грузовика. Это было то, что надо. Оставалось закрепить его на стойках – и укрытие готово.

Было решено завтра после уроков приступить к испытаниям. Всем хотелось поскорее ощутить себя на воде в свободном плавании.

На следующий день прямо из школы, не заходя домой, ребята с портфелями и в школьной одежде направились к котловану. Стояла тёплая весенняя погода. Под лучами солнца быстро исчезали остатки снега и просыхала земля. На берегу озера красиво смотрелось рукотворное сооружение друзей.

Вова предложил сначала разместить портфели на плоту под скамейкой, а потом самим взобраться. Ноги с брёвен соскальзывали, а плот слегка погружался в воду, доставал края берега. Первым удалось взобраться Валерию, ребята его поддерживали за руку. Затем по очереди залезли Юра и Вова. Плот под тяжестью друзей почти полностью погрузился в воду.

Перед отплытием ребята присели на скамейку, как говорится, «на дорожку». Какая, интересно, глубина на середине водоёма? По мнению Юры, она не меньше трёх метров. Шест для отталкивания у ребят был чуть более двух метров. Поэтому для измерения глубины решили использовать мерную верёвку с грузом на конце.

Функцию гребца-рулевого взял на себя Валера Николаев, начав шестом отталкиваться от края берега. Несмотря на его значительные усилия, плот никак не хотел отчаливать, основательно зацепившись за дно. И только когда ребята переместились на противоположный борт, наконец, удалось оттолкнуться, и все ощутили свободное движение по воде.

К сожалению, под немалым весом ребят плот ещё больше погрузился под воду и оказался полузатопленным. Валера командным голосом обратился к друзьям, чтобы они не делали резких движений и оставались на своих местах.

От берега плот по инерции отдалился уже метров на семь. Что делать, плыть к берегу? Но это не так просто сделать. Плот необходимо повернуть на сто восемьдесят градусов, чтобы рулевой Валера шестом мог отталкиваться к берегу.

После некоторых размышлений друзья всё-таки решили продолжить испытания. Ведь самое главное они уже сделали, забравшись на плот. Прежде всего, хотелось доплыть до середины озера и замерить глубину. Валера медленно стал отталкиваться шестом в направлении центра. Ребята, затаив дыхание, негромко координировали его действия, чтобы сохранить равновесие и не соскользнуть в воду.

Вскоре Валера объявил, что уже с трудом достаёт до дна. И только сейчас ребята осознали сложность ситуации, поскольку шест оказался коротким и было непонятно, как дальше двигаться. Валера присел на корточки, шест практически полностью погрузился в воду и не доставал дна. Теперь было уже не до испытаний. Берег находился на значительном расстоянии – метров двадцать пять, не менее, и главный вопрос – как до него добраться. Валера попытался развернуть плот, ещё больше склонившись над водой. И тут случилось непоправимое. Потеряв равновесие, он упал в воду. Ребята бросились на помощь товарищу, что ещё больше накренило плот, и теперь все уже были практически в воде. Никто в этот момент не заметил, как в воду соскользнули ученические портфели, наполненные книгами и тетрадями, и камнем пошли на дно.

А в это время по берегам котлована, как в амфитеатре, с двух сторон за происходящим наблюдали собравшиеся люди – рабочие близлежащего транспортного предприятия и владельцы частных гаражей, готовые в любую минуту прийти на помощь. Но ребятам было не до них. Не замечали они и довольно прохладной весенней воды. Главное – достать портфели и добраться до берега. Но портфели, как назло, не обнаруживались, несмотря на интенсивное прощупывание шестом. Ребята громко подсказывали друг другу:

«Правее, левее, ближе к берегу!»
Появившаяся неизвестно откуда какая-то женщина громко завопила:
– Утоп, утоп! – и набросилась на наблюдавших мужчин. – Что стоите? Срочно спасайте!
Кто-то побежал за багром, другие – в гараж за верёвкой, третьи спустились к берегу на подмогу ребятам. В считанные минуты ситуация приобрела драматический характер. А в это время мимо проезжал корреспондент местной газеты. Увидев происходящее, он решил на всякий случай сфотографировать спасателей. Тем более что женщина продолжала громко причитать:
– Утоп! Утоп!

Наконец, принесли багор и верёвку. Подтащили ребят к берегу. Промёрзшие от весенней воды, они ничего не могли толком объяснить. Однако взрослые по своей инициативе продолжили уже длинным багром прощупывать дно вдоль берега, зайдя по пояс в воду. Через некоторое время им удалось зацепить первый портфель. Корреспондент торопился и поэтому не стал ждать развязки и уехал в редакцию, с ним и оперативный фотоматериал.

Через некоторое время приехала даже «скорая помощь» – видимо, кто-то из наблюдателей успел позвонить. Ребят доставили в приёмный покой местной больницы, откуда их забрали родители. К счастью, серьёзного ничего не случилось, переохлаждение было непродолжительным. А портфели рабочие всё-таки вытащили. Правда, они и особенно их содержимое – тетради и дневники – были в плачевном состоянии.

На следующий день настроение у них было скверным, и всё валилось из рук. Вова Липатов получил замечание за отсутствие дневника и якобы забытую дома тетрадь по русскому языку. Юра Михайлов сбивчиво, нечётко отвечал на вопросы учителя математики, за что получил «трояк с минусом», а Валера Николаев не смог правильно решить простенькую задачку. В классе никто не догадывался о вчерашних приключениях друзей. Казалось, всё благополучно обошлось.

Но в пятницу эта история получила неожиданное продолжение. Утром первым почувствовал к себе особое внимание Юра Михайлов. Уже в раздевалке ребята из соседнего класса просили рассказать о героическом поступке по спасению утопающего. Юра долго не мог понять, о чём идёт речь.

Оказывается, вчера в местной газете появилась небольшая заметка с фотографией о спасении утопающего. На фото отчётливо просматривалось лицо Юрки Михайлова. В сообщении говорилось, что неизвестные школьники проявили смелость и находчивость при спасении подростка. Газета обращалась к жителям города проявлять осторожность в период весеннего паводка.

К концу уроков почти все в школе знали о благородном поступке ребят. Юра Михайлов мгновенно превратился в знаменитость. Его приглашали к себе на классный час октябрята из третьего. Подходил редактор школьной стенной газеты с просьбой подробно рассказать об этой истории в очередном номере. Юра не знал, что делать. Он пытался объяснить, что это всё происходило не так, как написано. Но никто ему не верил, все считали, что он скромничает.

Срочно надо было что-то делать. Ребята не хотели принимать незаслуженные почести. Решили посоветоваться с классным руководителем Ханифом Хайдаровичем, рассказав ему подробно и про котлован, и про плот.

Ханиф Хайдарович внимательно выслушал. Ему понравилось, что ребята проявили честность и не стали заниматься сочинительством. Однако просто промолчать и ничего не объяснить всем в классе, да и в школе вряд ли получится. Поэтому он предложил рассказать об этой истории сначала на классном часе, посвященном общей теме «Наши увлечения». Одновременно подготовить статью для школьной стенной газеты. Заметку ребята попросили написать Вову Липатова, а выступить на классном часе – Юру Михайлова. Ханиф Хайдарович также порекомендовал не ограничиваться только плотом и котлованом, а рассказать шире: об увлечениях морскими путешествиями, о мореплавателях и мировых открытиях.

Классный час прошёл на высоком уровне, поскольку ребята основательно подготовились, и им было о чём рассказать. Однако слова «служба спасения» им приходилось слышать вслед ещё достаточно долго.

Карта сайта