Литературный архив

Вернуться к списку материалов

clear floats

Самокат

Вова Липатов всегда мечтал о велосипеде - настоящем, взрослом, а не подростковом, школьном. Ещё в раннем детстве он быстро научился кататься на дамском велосипеде, и необычное чувство равновесия навязчиво напоминало о себе, постоянно влекло. К сожалению, велосипед ему никто не покупал. С одной стороны, он стоил прилично, с другой - опасно, можно под машину попасть, с третьей - где его хранить: в подъезде? в сарае? в подвале? Словом, Вова с завистью смотрел на ребят с велосипедами.

Недавно купили велосипед Валере Ахметзянову. Но он редко кому давал покататься, холил и лелеял его, содержал в образцовом порядке. Постоянно следил за натяжением спиц, регулярно смазывал втулки, цепи, не допускал образования "восьмёрки". Для выполнения этой профилактики велосипед ставили вверх ногами - на руль и сиденье, так, чтобы колёса могли свободно вращаться.

Велосипед был оборудован сзади небольшим багажником, на котором можно было усадить дополнительного пассажира. Но всё-таки подвозить кого-либо рекомендовалось, усадив на раму, соединяющую руль с сиденьем. Сидеть здесь было крайне неудобно, но, как считалось, более безопасно.

Во дворе обладателей настоящих велосипедов было крайне мало, поэтому большинство ребят использовали другие средства передвижения, в частности самокаты. Они имели простую конструкцию. Требовалось всего три неширокие доски: две для руля, третья - для подставки, а также два подшипника, один из которых крепился к рулевой стойке, другой - к подставке. Вот такое нехитрое устройство позволяло, отталкиваясь одной ногой, довольно быстро двигаться по асфальту.

Во дворе считалось особым шиком иметь хорошо сделанный самокат. Самокаты мастерили даже те, у кого были настоящие велосипеды. Всем хотелось приобщиться к такому делу. Кое-кто умудрялся его раскрасить, подвесить какие-либо побрякушки, установить на руль велосипедный звонок, светоотражатели и другие "прибамбасы".

А Вова Липатов к своему самокату приделал даже люльку, как у настоящего мотоцикла. Получилось неплохо, и самокат теперь, приобретя устойчивость, стал значительно тяжелее и потерял в скорости. При движении такой самокат создавал шум на весь двор.

Ближе к вечеру, когда уже частично были сделаны домашние задания, ребята выходили во двор со своими самокатами. Собиралось человек по десять, а иногда больше. А когда все ребята одновременно начинали кружить наперегонки по двору, создавался невыносимый грохот. Хозяева закрывали балконы, окна и форточки, и ждали, когда закончится этот кошмар.

Самокаты такой интенсивной эксплуатации долго не выдерживали и постоянно ломались. Слабым звеном было рулевое соединение, а также подшипники. Они всегда были предметом обмена и постоянного поиска. За подшипниками ребята периодически отправлялись на базы промышленных предприятий, расположенных на окраинах города.

Подшипники, как правило, находились в различных устройствах, и требовались значительные усилия, чтобы их вытащить. Везло тем, кто находил готовые к употреблению подшипники. Однажды сказочно повезло Мише Копневу и Салавату. Проникнув на ближайшую стоянку автотранспортной техники, они случайно обнаружили в металлоломе целый ящик хорошо сохранившихся подшипников, практически новых.

Как они там оказались - их это уже особо не интересовало. Перебросив через забор ценную находку, ребята радостно вернулись во двор. Все самокатчики сбежались на просмотр находки. В целом подшипники были самые ходовые и по размеру, и по конструкции: двухрядные и с защитой. Добытчики пообещали нуждающимся в замене подшипников помочь. А пока что было решено сделать общий неприкосновенный запас.

На следующий день во дворе неожиданно появился участковый милиционер с каким-то парнем. Они пристально интересовались самокатами, особенно подшипниками, и где их ребята находят. По всей видимости, это было не случайно. Увидев милиционера, Миша и Салават решили срочно покинуть двор, как говорится, подальше от греха. А вдруг они ищут подшипники, которые ребята вчера нашли в гараже?

Ничего не найдя, участковый с парнем ушли в другие дворы. Казалось, всё обошлось. Но на следующий день эта история оказалась в центре внимания школы. Теперь участковый с парнем появились в школе, заходили в отдельные классы и говорили про какие-то подшипники.

Миша и Салават теперь окончательно поняли, что речь идёт о тех самых подшипниках. Пришедший с участковым парень выступил перед ребятами и обратился с просьбой: если кто знает, где находятся подшипники, то пусть поскорее их вернёт в гараж Дело в том, что этот комплект дефицитных подшипников предназначался для срочного капитального ремонта специальной строительной техники. Ящик с подшипниками молодые рабочие, убирая склад, случайно вместе с отходами и старым оборудованием отнесли к месту сбора металлолома. А когда спохватились, было уже поздно. Кто-то из работников гаража видел, как два мальчика крутились возле металлолома. Скорее всего, они и взяли эти подшипники для своих самокатов.

Молодой человек оказался тем самым заведующим складом. Вся ответственность легла на него. И вот гараж был вынужден обратиться в милицию за помощью.

Миша и Салават украдкой поглядывали друг на друга. Им было крайне неловко за свой поступок. После уроков Миша предложил вечером отнести ящик в гараж и незаметно положить у проходной.

Когда основательно стемнело, они направились с ящиком к гаражу. Последние машины возвращались из рейса, и под светом фар непросто было незамеченными пройти мимо проходной. Тогда Салават предложил положить ящик у дверей механика на проходной и постучать в дверь. А самим тут же спрятаться недалеко в кустах. А потом, когда механик обнаружит ящик, подождать ещё немного и направиться домой. Хорошо, что ночь была безлунной, облачной и тёмной. Это позволило без особого труда осуществить задуманный план возврата ящика.

Через три дня строительство дороги продолжалось полным ходом.

Карта сайта