Литературный архив

Вернуться к списку материалов

clear floats

Взгляд со стороны

Колхозный рынок занимает важное место в жизни горожан. Без него альметьевцы испытывали бы значительные затруднения с продуктами, еще больше ощущали бы на себе рост цен - так считают 68% ответивших на анкеты "Кто вы, покупатель?" и "Кто вы, продавец?" В течение трех "базарных" дней было опрошено более 250 человек. Выборка вполне достаточная для предварительной оценки ситуации.

Итак, что же продавалось в эти январские дни на нашем базаре? Более половины ассортимента товаров составляли овощи, фрукты. Желающих приобрести этот товар было около одной трети покупателей. Животноводческие продукты предлагали 15% продавцов, в то время как покупателей здесь было сосредоточено 40%. Были также зафиксированы примерно равные группы среди покупателей и продавцов цветов, различных поделок и т.д.

О чем говорят эти цифры? В первом случае хозяева фруктов и овощей оказались несколько недозагруженными и, видимо, рады были каждому подходящему к прилавку. Соревновались в красноречии, отличались вежливостью. Во втором - на каждого продавца приходилось три покупателя. Это, с одной стороны, гарантировало быстрый сбыт товара и хорошую выручку. С другой, позволяло особенно не церемониться с покупателями, более свободно назначать цену.

Что же заставляет жителей Альметьевска приходить на рынок? Почти 60% ответили, что вынуждены это делать, поскольку необходимого товара недостаточно в магазинах. 12% покупателей привлекает более качественный товар, а 28 - возможность выбора. Три четверти пожаловались на высокие цены, хотя и считают их для себя приемлемыми. Одну четверть покупателей они не устраивают.

Опрос продавцов показал, что в 74% случаев цена определялась равновесием между спросом и предложением. В остальных случаях действуют принципы договоренности. Иногда (7%) цена определяется временем: "быстрее - дешевле". Интересен анализ состава покупателей по доходам на члена семьи. Более половины из них имеют среднемесячный доход на человека до 200 рублей, одна треть - до ста. Как видим, рынок посещают и малоообеспеченные. Среди покупателей представлены все категории трудящихся: основная масса - рабочие (64,2%), остальная часть - специалисты, служащие, руководители. Наиболее часто посещают рынок представительницы прекрасного пола - 82%, представляющие в основном интересы семьи из четырех и более человек. Они же основную долю составляют и среди продавцов - 65%. Значительный процент покупателей (55%) в возрасте до 30 лет. Старше 50 - 10%. Покупатели в основной своей части являются представителями промышленности. А вот среди продавцов свыше 60% - работники сельского хозяйства, промышленность представлена 10% продавцов. Остальная часть относится к индивидуальной и другим сферам деятельности. Что касается возраста продавцов, то торгуют на нашем рынке люди преимущественно от 30 до 50 лет. Другими словами, продают постарше, покупают помладше.

Откуда приезжают к нам торговать? 20% опрошенных - жители Альметьевска, 56 - нашего района, за пределами Татарстана живет более 10%. Что побуждает торговать людей на рынке? Около 80% отметили, что хотят получить хороший доход, чтобы направить его на дополнительное питание, 47 - на покупку одежды, обставить квартиру (39%), купить машину, построить дом и т.д. - 15%.

Интересно, откуда берут товар наши продавцы. 54% опрошенных производят сами, остальные оказывают посреднические услуги колхозам, совхозам, частным лицам. По-другому их называют "перекупщиками". Анализ показывает, что на рынке появилась достаточно большая группа новичков, торгующих не более года - 53%, больше года - 27. "Ветераны" со стажем в несколько лет составляют одну пятую часть. Более половины продавцов планируют продолжить свое дело, 34% из них даже хотят расширить объемы производства. Около 17 - наоборот, сомневаются в эффективности своего занятия, а 9% вообще хотят прекратить торговлю.

Видимо, на это решение оказывает влияние ряд трудностей, среди которых недостаток материалов, ресурсов. Это отметили 30%, различные запреты - около 15. Более половины указали на другие существенные барьеры. Интересно, что 36% покупателей в принципе не возражают открыть свое дело, 15 - сомневаются. А вот еще половина - категорически против. Основная причина - отсутствие возможностей заниматься товароводством.

Переход на рыночные отношения оценивают следующим образом: отрицательно - 76% покупателей и 60 - продавцов. Положительно относятся к этой затее соответственно 18 и 7%. Значительное число продавцов (33%) затруднялись в ответе на этот вопрос. И это, видимо, не случайно. Для большинства населения, как видим, это понятие остается пока загадочным.

Карта сайта