Литературный архив

Вернуться к списку материалов

clear floats

Вместо комментария

(Экономическая справка)

Переход к рынку предполагает ряд условий. Нулевой точкой отсчета на этом сложном и трудном переходном пути нашей экономики, несомненно, является стабилизация финансов и денежного обращения. Однако главным условием все-таки является формирование субъектов рыночных отношений. Другими словами, независимых и экономически ответственны товаропроизводителей.

Как эту независимость обеспечить в нашей стране, где более 90% основных фондов находятся в собственности государства? Задача чрезвычайно сложная и, видимо, не одного дня. Имеется множество предложений по переходу от всеобъемлющей государственной собственности к многообразию форм, в целом сводящихся к трем основным вариантам.

Первый исходит из безвозмездной или за небольшую плату передачи имущества государственных предприятий в собственность трудовых коллективов. На этой основе могут сформироваться самостоятельные коллективные предприятия. Это соответствует известному лозунгу "фабрики - рабочим". Предлагаемый подход имеет, как считается, серьезный недостаток. Приватизация в этом случае будет во многом социально несправедлива. Работники сильных, хорошо оснащенных предприятий станут обладателями значительной собственности, в то время как, например, учитель, врач, пенсионер или только вступающий в производство молодой человек не получают ничего.

Второй вариант исходит из того, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это позволяет разделить ее между всеми членами общества и передать им безвозмездно в равных размерах соответствующую долю. Эта доля определяется, исходя из стоимости государственного имущества, подлежащего разделу, и общей численности населения. На соответствующую величину каждому члену общества может быть выдан специальный целевой сертификат или открыт специальный счет. Средства этого счета могут быть использованы только на покупку принадлежащих государству акций или другого имущества, предназначенного для разгосударствления. В целях обеспечения этого процесса возможно создание специальных организаций - холдингов, держателей государственных акций многих предприятий. В соответствии с этим вариантом, каждый гражданин страны может получить право на приобретение акций или другого государственного имущества на сумму не менее 3,5 тыс. руб.

Противники этого подхода указывают на возможное возникновение серьезных трудностей при поиске приемлемых и для младенца, и для пенсионера критериев безвозмездного распределения собственности. Они считают также, что это приведет к дальнейшему ухудшению денежного обращения. А тем не менее такой подход к приватизации уже используют в Чехословакии.

И, наконец, третий вариант, преследующий фискальные цели. Его инициаторами являются те, кто хотел бы, так сказать, одним махом и провести приватизацию, и стабилизировать денежное обращение. По их мнению, государственное имущество должно быть продано или же передано в аренду с последующим выкупом. При этом могут использоваться различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку со скидкой, на основе льготного кредитования. Сделаны даже соответствующие расчеты и экспертные оценки, показывающие, что население может направить на выкуп имущества порядка 100 млрд руб., кооперативы, акционерные общества - 20-30 млрд руб. Берется в расчет и прибыль предприятий в сумме 10-20 млрд руб. и 50-60 млрд руб. фондов государственных предприятий.

Таким образом, общая сумма выкупа может составить примерно 200 млрд руб., или около 7% стоимости основного капитала.

В целях обеспечения контроля за приватизацией, выкупом государственного имущества предполагается шире использовать публичные объявления, конкурсы, аукционы. Для ограничения возможностей легализации незаконно накопленных средств считается целесообразно предусмотреть представление деклараций о доходах при покупке крупных пакетов акций или иного государственного имущества.

Карта сайта