Открытая тетрадь

« Назад

Запись от 10.08.2010, вторник

«Разделяй и властвуй»: как научиться делегировать полномочия?

«Гораздо важнее знать, что делается,

чем делать то, что знаешь».

Боэций (ок. 480-525)

Быть руководителем непросто. Даже если в подчинении находятся всего несколько человек – это уже ситуация неординарная, при которой руководителю приходится решать массу самых разных вопросов. Одна из актуальных проблем руководителя – разделение функций между сотрудниками и делегирование собственных полномочий.

Будучи руководителем среднего звена в течение ряда лет в нескольких организациях, я всегда сталкивалась с одной и той же проблемой: неумением передавать важные функции сотрудникам. Вот вроде бы и людей набираешь «правильных», и требованиям они соответствуют… однако не можешь толком ничего им доверить. Поручаешь какую-то работу – и обязательно перепроверяешь и переделываешь, прежде чем передать куда-то дальше, вышестоящему руководству. Я много лет редактировала каждое письмо, каждую бумажку, подготовленную сотрудниками. А порой и вовсе не поручала важных дел сотрудникам, считая, что всё равно сделаю лучше. «Проще сделать самой, чем объяснить, как сделать правильно» - вот такой ложный принцип усложнял мою жизнь в течение долгого времени.

Таких людей я знаю немало, причём это руководители самых разных рангов. Мой папа, который занимает должность заместителя главного редактора крупного печатного издания, уже 30 лет фактически переписывает всю газету после своих журналистов. Знакомая женщина – заместитель руководителя крупного ведомства – сидит на работе почти круглосуточно, так как большую часть работы, по её словам, «совершенно некому доверить». Ещё один знакомый, государственный руководитель очень высокого ранга, отвечает за массу проектов, но ни один из них не может «увидеть жизнь», не пройдя через его строгий контроль. Понятное дело, что у этого чрезвычайно занятого человека порой месяцами не хватает времени посмотреть результаты работы своих подчинённых. В итоге проекты лежат «в столе», ожидая своего часа.

Интересно то, что перечисленные мною люди – ни в коем случае не самодуры и не самоуверенные болваны. Это умнейшие и опытнейшие люди, у которых по каждому вопросу есть своё компетентное и очень верное мнение. Безусловно, их личное вмешательство в любую работу молниеносно повышает качество этой работы. И всё же… имеет ли смысл руководителю лично участвовать в каждой мелочи, лишая себя свободного времени и не давая «развернуться» сотрудникам?

Я для себя эту проблему решила неожиданно: жизненные обстоятельства сложились так, что я уже не могу позволить себе роскошь сидеть на работе по ночам, выходным и праздникам, и совершенствовать, совершенствовать, совершенствовать! Пришлось понемногу начинать делегировать. Сначала доверила сотрудникам готовить ответы на письма, затем – проводить мониторинги и исследования, а потом и вовсе полноценно участвовать в проектах различной сложности, иногда совершенно без моего участия. Я научилась не просто передавать функции – я научилась доверять. Очень скоро это принесло положительные результаты.

Я сделала для себя четыре важных вывода.

1. Делегирование полномочий освобождает время. Передав большую часть функций сотрудникам, я стала более эффективно руководить всей командой. У меня освободилось время, чтобы полноценно курировать все проекты. (Раньше случалось и так, что я всё бросала, два полных рабочих дня тратила на подготовку какого-нибудь выступления или презентации, а все сотрудники фактически «курили бамбук», не зная, чем заняться и не получая конкретных инструкций.)

2. Сотрудники тоже могут работать качественно. Я поняла, что сотрудники, имеющие свободу действий и чувствующие доверие со стороны руководства, вполне способны достичь блестящих результатов! Главное – найти время и объяснить свой взгляд на ту или иную задачу, а заодно и предложить сотруднику внести собственное видение в проект. Я очень удивилась, поняв, что мои сотрудники могут выполнять работу нисколько не хуже меня :) Просто раньше я не давала им возможности это продемонстрировать.

3. Вредно всегда диктовать свою точку зрения. Иногда, доверив сотруднику подготовить какой-то проект, я с удивлением понимаю, что человек увидел его по-другому, не так, как я. И нередко этот вариант оказывается даже предпочтительнее! Собственное видение не должно становиться «шорами», закрывающими глаза.

4. Перфекционизм руководителя не всегда уместен в работе. Качество завершённой работы – понятие относительное, и у каждого руководителя своё представление о качестве. Случалось, что документы или проекты, подготовленные  сотрудниками в моё отсутствие, вызывали у меня запоздалую негативную реакцию («если бы я участвовала, я сделала бы лучше!»). Однако у тех, для кого работа была сделана, впечатления были самые положительные. А какова конечная цель любой работы? Удовлетворить заказчика. И не обязательно совершенствовать и «вылизывать» каждую строчку днями и ночами.

Осознав всё это, я очень скоро почувствовала, как изменилась моя жизнь. Из неё почти исчезло слово «аврал», ведь теперь у меня есть время, чтобы грамотно организовать любую работу. И есть отличные сотрудники, которым я могу доверить даже самые сложные задачи. Рекомендую всем научиться не только «властвовать», но и «разделять»! :)

Perikola



« К списку записей

Добавление комментария

Обновить изображение


Комментарии

perikola - 12.08.2010 09:43

"Нежелание делегировать часть своей работы возникает чаще от лени, чем от недоверия или страха провалить работу" - хорошее замечание, я как-то сознательно об этом не думала, а сейчас понимаю, что в этом что-то есть ))

Iren - 10.08.2010 16:27

ситуация, когда руководитель делает все сам, опасна даже не столько для руководителя (хотя постоянный аврал обязательно доводит до больницы), сколько для подчиненных: они не развиваются и не растут как специалисты. поэтому полные амбиций молодые специалисты не задерживаются у таких руководителей. по себе знанию, что нежелание делегировать часть своей работы возникает чаще от лени, чем от недоверия или страха провалить работу. ведь делегировать полномочия это значит учить, объяснять, делиться опытом - на это нужны силы, и не все готовы их тратить. руководитель, заинтересованный в росте своих подчиненных, обязательно будет делиться с сотрудниками как работой, так и знаниями.

татьяна - 10.08.2010 10:49

Все правильно пишите. Хорошо, когда руководитель умеет делегировать полномочия. Кто-то хорошо может свести баланс, а другому проще организовать отправление фуры с товаром.

Карта сайта