Открытая тетрадь

« Назад

Запись от 23.08.2010, понедельник

Размышления о школе

Приближающееся 1 сентября навевает, как правило, мысли и воспоминания о школе. Буду честной, спроси меня сейчас, хочу ли я вернуться в школу, ответила бы «нет». Школу я не то чтобы не любила, мне там было неуютно. Даже запах, который почти во всех школах одинаковый, мне никогда не нравился. Что удивительно, со временем изменились сами школы, их внутренний интерьер, а запах остался тот же. В этом я убедилась, когда повела в школу своего сына.

В то же время надо признать, что опыт, полученный в школе – один из самых ценных в жизни. В школе дети не только познают физику и алгебру, но и учатся дружить, нести ответственность за поступки, отстаивать свое мнение. Среди моих учителей были люди, которыми я и сейчас искренне восхищаюсь. Они были не только прекрасными преподавателями, но и могли найти подход к ученикам, даже к тем, кого в отечественной педагогике принято называть «трудными». Их отличал живой интерес к детям. Но таких учителей было немного. Большинство педагогов, как мне кажется, не любили ни свою профессию, ни детей. Они отдавали предпочтение послушным, «нормальным» детям, а на тех, кто был в чем-то не похож на других, наклеивали обидные ярлыки: «тупой», «бездарь» и т.д., таким образом, формируя в детях комплексы, избавиться от которых потом удается не всем.

Одна из самых серьезных проблем, с которой может столкнуться ребенок в школе – это травля со стороны других учеников. Примером такой ситуации может служить история, показанная в фильме Р. Быкова «Чучело». В моей школе был похожий случай, когда в наш шестой класс пришла девочка из неблагополучной семьи. Классная руководительница ее сразу невзлюбила, видимо за то, что класс считался в школе образцовым, а новая ученица портила его «репутацию». Несмотря на то, что Наташа (так звали девочку) была спокойным и скромным ребенком, учительница к ней постоянно придиралась, унижала ее при всяком удобном случае. Скоро и некоторые одноклассники присоединились к нападкам: шушукались за Наташиной спиной, а иногда и открыто обзывались, повторяя слова классной руководительницы. Я вообще вынесла из своего детства, что подростки – довольно жестокие люди. Прочитанный позднее роман Голдинга «Повелитель мух» подтвердил мои мысли. Через несколько месяцев Наташа перешла в другую школу. Помню, как наша классная торжествовала. Сейчас по прошествии многих лет, вспоминая ту историю, задумываюсь, как сложилась судьба этой девочки, смогла ли она преодолеть чувства обиды и несправедливости. И хотя я в этой травле не участвовала, а, наоборот, старалась осадить особо усердствующих задир, мне до сих пор стыдно за себя и своих одноклассников.

Сегодня политические и общественные деятели страны много говорят о проблемах школы, в основном в связи с реализацией национального проекта «Образование». Конечно, внедрение инновационных проектов и программ в школе – это здорово. Но мне кажется, не менее важно создать в школах такую социально-психологическую среду, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно.

Iren



« К списку записей

Добавление комментария

Обновить изображение


Комментарии

татьяна - 31.08.2010 17:17

Я думаю, что на адаптацию ребенка в коллективе всегда нужно обращать внимание. Опасна не столько сама травля — сколько его последствия для психики человека. Детская психика более уязвима, чем взрослого человека. И решать такую проблему нужно всем — и родителям и учителям.

n1ke - 28.08.2010 15:46

а мне нра школа...хотя только из-за друзей)))...мне повезло у меня очень дружный класс...в моем классе токого бы не произошло...

Iren - 25.08.2010 15:45

Я согласна с позицией, что родители в большей степени, чем школа, должны нести отвественность за воспитание детей. Важная задача родителей - дать верное направление своим детям, установку на важность получения знаний. Если школьники не получат такого направления, то у них не будет мотивации хорошо учиться. Хорошо если наставления родителей будут построены на конкретных примерах.

weldika - 24.08.2010 13:28

В поведении детей отражается поведение взрослых. Обычная ли это школа или частная - всюду дети будут себя так вести, если им не показывать пример толерантности. А учителя - они тоже люди, это понятно, что с нормальными школьниками им легче.

Родион - 24.08.2010 07:37

Было бы интересно посмотреть на то, как милиция приезжает за родителями домой и сажает их на 15 суток... :) Вообще в школе есть соц. педагог при крайних случаях привлекают комнату по делам несовершеннолетних.

Inos - 23.08.2010 15:48

Существуют три причины, по которым практически в каждой школе травят детей: 1. Дети предоставлены сами себе. 2. Дети не могут уйти из школы. 3. Детей нельзя выгнать из школы. На мой взгляд, грамотное решение — разрешить детям внутри школы выбирать учителей, а учителям — учеников. В идеале, кстати, было бы здорово ввести административную ответственность для родителей за шалости их детей. Ведь сейчас как — побил хулиган Вовочка отличника Коленьку, вызвали маму Вовочки в школу. Та руками разводит — «без отца растёт, что поделать». А вот если эту маму посадить на 15 суток, с письмом на работу… ну, Вы поняли идею. Интересно — есть такое уже в какой-нибудь стране?

Claire - 23.08.2010 14:22

Есть такое высказывание: "Школа - это место, где гранят камни и портят алмазы". Часто так оно и есть.

Родион - 23.08.2010 13:42

Для некоторых детей школа, является настоящим адом! Я ненавижу американские фильмы, потому что там, показывают эту дикость, «войны верхов и низов» и т.п. В нашей школе тоже были случаи, когда дети готовы были стереть в порошок скромных, тихих и незащищенных ребят, причем, как в младших классах, так и старших.

Карта сайта