Публикации на тему

Вернуться к списку публикаций

clear floats

К празднику Победы: Ю.А. Воробьев, П.В. Лавущенко

ВОРОБЬЕВ Юрий Алексеевич

Родился 22.01.1933. Место рождения - город Перово (Московская область). Место жительства - город Йошкар-Ола (Республика Марий Эл). По профессии военнослужащий (32 года службы в рядах Советской Армии). Выборные должности: депутат Кировского районного Совета народных депутатов трёх созывов (г. Казань, Татарская АССР). Воинское звание - подполковник.

Награды: орден "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" III ст. (№47769); медаль "За безупречную службу" I, II и III ст., медаль "За трудовое отличие", медаль "Ветеран Вооружённых Сил СССР"; в честь юбилейных дат: медаль "Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", медаль "Пятьдесят лет победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", медаль "За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина", медаль "40 лет Вооруженных Сил СССР", медаль "50 лет Вооруженных Сил СССР", медаль "60 лет Вооруженных Сил СССР", медаль "70 лет Вооруженных Сил СССР".

Моё московское детство было военным. 1941 год вспоминается частыми воздушными тревогами. Соседские мужики уже привыкли, в бомбоубежища никто не уходил. Стоят, бывало, на крыше двухэтажного дома под небольшим козырьком, некоторые курят. В небе видны разрывы зенитных снарядов и лучи прожекторов. Помню, один из осколков снаряда попадает в папиросу, которую держит в зубах наш сосед. Удивительно, но он не пострадал. Ещё удивительней, что даже после этого случая в бомбоубежище никто не пошёл.

1942 год. Зима. Все улицы Москвы под слоем снега и льда. В мои обязанности входило ежедневное "отоваривание" хлебных карточек. Магазин находился довольно далеко, и я, так же как и другие мальчишки, ездил в магазин на коньках, выстаивал довольно длинные очереди и привозил хлеб домой.

Мы жили в доме с печным отоплением. Дрова нам давали тоже по талонам. Получали мы дрова на складах вместе с мамой, а рубка дров и растапливание печки были на мне. Представьте полено в метр высотой и 2025 см в диаметре. Его надо сначала разрубить вдоль, а затем поперёк на 3 части. Неимоверный труд для девятилетнего мальчишки, но жаловаться было нельзя. Я понимал это, как и то, что я единственный мужчина в доме. Отец в то время был водителем у начальника укрепрайона московской зоны обороны, жил на казарменном положении. Только с середины 1943 года, когда отец перестал находиться на работе круглосуточно, нам с мамой стало гораздо легче.

1945-1947 годы, а точнее, летние каникулы, проходили в пионерских лагерях Моссовета. Мы отдыхали сначала в Подмосковье: Красково, дача пролетарского поэта Демьяна Бедного. А в 1948 году почти тем же пионерским коллективом всё лето провели в Ялте. Для детей войны это было настоящей сказкой. А со стороны взрослых была истинная забота о подрастающем поколении - физическом, моральном, даже, я бы сказал, политическом здоровье каждого.

После школы я поступил в Московский автомеханический техникум при заводе имени Сталина (ныне - завод имени Лихачёва). Ранее его окончили две мои тёти, маминых сестры - Евгения и Лидия. Он считался одним из лучших московских техникумов. Здесь отличные педагоги и воспитатели растили из нас и специалистов, и граждан, и просто нормальных людей. Все ведущие специалисты завода вели у нас отдельные дисциплины по инициативе Ивана Алексеевича Лихачёва (директора завода, впоследствии - министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР). То есть завод, заинтересованный в притоке молодых кадров, готовил работников не "для дяди", а для себя.

Однако основная часть моей жизни связана не с заводом, а со службой в Вооружённых Силах СССР. Я отдал им 32 года своей жизни. Это была настоящая школа - и жизни, и всего на свете. Мне повезло в том, что в начале службы я попал под командование участников Великой Отечественной войны. Они научили меня всему, что нужно знать и уметь современному человеку, гражданину и патриоту. Вообще могу сказать, что в жизни мне очень везло на знакомства с отличными людьми. Именно их поддержка и опыт помогли мне преодолевать жизненные трудности.

В декабре 1978 года я получил назначение - стать начальником политотдела учебной части. В то время она была отстающей. Командующий нашей Армии ПВО поставил задачу - вывести часть из "хвоста". Вот тут и пригодился опыт моих учителей и наставников. Мы с подчинёнными составили всесторонний план работы и впоследствии, что важно, не отступали от него ни на шаг. Уже через два года мы вышли из отстающих. А в 1985 году часть была признана лучшей учебной частью округа и занесена в "Книгу Почёта Войск ПВО" страны. Не хочу показаться нескромным, но считаю это большой своей заслугой.

Юрий Воробьёв Йошкар-Ола, 2008 г.

ЛАВУЩЕНКО Павел Васильевич (10.05.1908 - 24.08.1984)

Родился в г. Хотимск Могилёвской губернии. По профессии шофёр. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945).

Награды: боевые - медаль "За отвагу" (№ Д1503469), медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", медаль "За оборону Кавказа"; в честь юбилейных дат - медаль "Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." (1965), медаль "Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг." (1975), знак "25 лет победы в войне 1941 - 1945 гг." (1970), медаль "50 лет Вооружённых Сил СССР" (1967), медаль "60 лет Вооружённых Сил СССР" (1978); трудовые - медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" (1970), медаль "Ветеран труда". Многолетний добросовестный труд отмечен многими почётными грамотами.

Баранку не бросал шофёр...

В мае этого (1968) года Павлу Васильевичу Лавущенко - шоферу Альметьевского пассажирского автотранспортного предприятия - исполняется 60 лет. Богата жизнь этого замечательного человека - ветерана войны и труда. С молодых лет он работает шофёром. Прошёл с боями от Кавказских до Альпийских гор. Войну закончил в Чехословакии.

Действительную службу в рядах Рабочее-Крестьянской Красной Армии Павел Васильевич проходил в 1931-1933 годах, служил в Танковых войсках. После демобилизации вначале работал на Климовичской машинно-тракторной станции Могилёвской области, затем шофёром в районном комитете партии. Но мирную жизнь оборвала война. С первых дней Великой Отечественной Павла Лавущенко мобилизовали на фронт солдатом.

1942-й год. Фашисты рвутся на Кавказ. Полк, в котором служил Лавущенко, перебрасывают в распоряжение Закавказского фронта, и он участвует в обороне Кавказа. Павел Васильевич водил грузовик с боеприпасами на борту через Лазаревский, Захаровский, Сурамский и Баклановский перевалы. Рвались вражеские мины, но мужественный воин всегда пробивался вперёд, зная, что от доставки его опасного груза зависит судьба и однополчан, и Победы.

- По каким только дорогам и перевалам ни проезжал! - вспоминает он. - В начале 1943 года шли ожесточённые бои на Лазаревском направлении. Колонне автомашин, в составе которой был и мой грузовик, поручили доставить боеприпасы на передний край обороны. По дороге мы наткнулись на засаду немецких автоматчиков. Завязался бой. В этой неравной схватке я уничтожил девятерых фашистских солдат, сам был ранен. Подобрав немецкий автомат и гранаты, снова вступил в бой. Уничтожив засаду, мы доставили груз по назначению.

1945 г. На снимке (второй справа): Павел Васильевич Лавущенко 1945 г. На снимке (второй справа): Павел Васильевич Лавущенко

:Свыше 200 тысяч километров прошёл по фронтовым дорогам грузовик отважного гвардейца. Павел Васильевич воевал на Кавказе, под Ростовом, Киевом, освобождал Румынию и Чехословакию. За мужество и отвагу, проявленные в боях, Лавущенко П.В. награждён несколькими боевыми наградами. Среди них есть медаль, которую фронтовики всегда почтительно приравнивают к ордену - медаль "За отвагу".

- Тот, кому довелось мерить вёрсты фронтовых дорог, месить окопную грязь, гореть в машинах, танках, никогда не забудет своих товарищей, - утверждает Павел Васильевич, продолжая свой рассказ о боевых товарищах, со многими из которых он переписывается.

Павел Васильевич пользуется в коллективе пассажирского автотранспортного предприятия большим уважением. За 12 лет работы здесь он не допустил ни одного грубого нарушения правил дорожного движения. Что бы ни случилось, какая бы трудная работа ни предстояла, начальник автоколонны надеется на ветерана труда, как на самого себя. Знает: Павел Васильевич не подведёт.

Авторитет не приходит сразу, его зарабатывают годами. Скромный и отзывчивый на нужды товарищей Павел Васильевич всегда идёт на выручку человеку и в гараже, и в рейсе. Таким его знает весь коллектив автохозяйства. Недаром его - члена местного комитета профсоюза автохозяйства - выбрали председателем цехового комитета профсоюза автоколонны. А такое доверяют только чуткому и щедрому человеку.

1945 г. На снимке (сзади): Павел Васильевич Лавущенко 1945 г. На снимке (сзади): Павел Васильевич Лавущенко

Лавущенко П.В. за многолетний добросовестный труд многократно награждён почётными грамотами автохозяйства и треста. Его фотография буквально "прописалась" на Доске почёта и в Книге почёта. В копилке опытного водителя - сотни килограммов сбережённых для государства горюче-смазочных материалов, автопокрышек. Он честно и добросовестно выполняет работу, любое общественное поручение, как в тяжёлые фронтовые годы выполнял свой воинский долг.

Ударнику коммунистического труда Лавущенко Павлу Васильевичу на собрании коллектива вручили значок Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и Центрального Комитета профсоюза рабочих автотранспорта и шоссейных дорог "Отличник социалистического соревнования автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР".

(Публикация из городской альметьевской газеты "Знамя труда", 1968 г.)

Карта сайта